Одним из показателей качества продукции в полиграфическом производстве является цветопередача. Формирование оттенков производится по модели RGB, а печатные станки для создания цвета используют модель CMYK, поэтому тона на мониторе могут не совпадать с цветом краски на бумажном носителе. Задача типографии в данном случае – подобрать и скоординировать оттенки цифрового эскиза таким образом, чтобы на бумаге они отображались так, как нужно. Для этих целей используется макет цветопробы – эталонное изображение, которое передаёт реальную цветовую палитру применяемой при печати краски.
Предлагаем подробно разобраться, что такое цветопроба в типографии и какую роль она играет в производстве полиграфической продукции.
Зачем нужны цветопробы
В типографии цветопробы позволяют выявить разницу между реальными оттенками печати и палитрой цифрового макета на компьютерном мониторе. Эта технологическая операция даёт возможность обнаружить ошибки, неточности, наложения оттенков и прочие дефекты до запуска тиража и своевременно откорректировать эскиз. В результате изображение на бумаге получается таким, как было задумано изначально.
Зачем делать цветопробу в типографии, где все компьютеры и печатное оборудование представляют один комплекс? Дело в том, что в компьютерной технике используется цветовая модель RGB, а типографское оборудование работает по алгоритмам CMYK. Кроме того, на разных цифровых устройствах (например, у клиента и в типографии) возможны искажения цветов и оттенков из-за разницы в характеристиках, поэтому оценка и согласование макета только в электронном формате нежелательна. Исключением является экранная цветопроба, где градиенты и оттенки демонстрируются на специально откалиброванном мониторе.
Цвет – это излучение в определённом волновом диапазоне. Наличие препятствий на пути волны и изменение её направления приводят к искажениям цветовой палитры. Так, один и тот же оттенок, напечатанный на бумаге разного качества, будет по-разному восприниматься человеческим глазом. Элементы послепечатной обработки, такие как ламинация или УФ-лакирование, тоже будут способствовать искажению цвета. Всё это мастеру необходимо учитывать при подготовке цветопробы и дальнейшей печати тиража.
Как выглядит цветопроба
В типографии используют эталонные изображения небольшого размера, на которых печатают несколько укрупнённых фрагментов и одно общее изображение в реальную величину или его уменьшенную копию. Например, цветопробы разворота глянцевого журнала могут отображаться в масштабе 1:1, а фотообои на стену будут уменьшены. Мастеру важно показать клиенту качество цветопередачи, отсутствие дефектов и уровень чёткости изображения на примере отдельно выделенных фрагментов и получить его одобрение. Утверждённый макет печатается с учётом всех корректировок, проведённых на этапе цветопробы.
Какая бывает цветопроба
В современных типографиях применяют такие виды цветопроб, как:
- экранная – бюджетный способ корректировки цветовой палитры при помощи калиброванного монитора с высоким разрешением и чётким изображением; офсетная – цветопроба которую получают путём распечатки макетов на бумажном носителе. Для реализации данного вида потребуется пробопечатное оборудование либо офсетная машина;
- цифровая – выполняется с помощью струйного принтера или специального станка. Этот способ выстраивания цветопередачи является одним из самых недорогих, однако возможности его ограничены (не работает со шкалой Pantone, неточно передаёт оттенки металлизированных и люминесцентных красок);
- аналоговая – цветопроба, которая выполняется с применением красящих пигментов с усреднёнными колометрическими характеристиками на подложках, которые по структуре и состоянию поверхности имитируют бумажный носитель. Данный вид корректировки отличается высокой стоимостью.
Наряду с печатью отдельных фрагментов и изображений тиража используют контрактную цветопробу. Это цвета и оттенки, представленные эталонной шкалой с указанием отклонений в процентах от базового цвета (или тона). Палитра может быть оформлена в виде веера, альбома, плаката. Используя плашки, мастер подбирает нужные тона для каждого из фрагментов и таким образом корректирует всю картинку. Контрактную цветопробу обычно применяют при печати типовых полиграфических изделий, к которым предъявляют строгие требования стандартов.
Как делать цветопробу
Контроль качества изображения с помощью цветопробы является обязательным этапом полиграфического производства. Эталонный эскиз корректируется и печатается столько раз, сколько потребуется для достижения идеального результата. После корректировки макет отправляется к заказчику на согласование. Утверждённая цветопроба служит эталоном для последующей печати всего тиража.
Работники типографии используют специальные программы для оценки эталонных изображений. Контрольный тест на цветовые различия проводится по конкретной цветовой шкале (например, UGRA/FOGRA Media Wedge). Для выявления отклонений сравниваются шаблонные цвета с оттенками на эталонном изображении. Разница в отчёте не должна превышать допустимых пределов. Те цвета, которые не прошли тест, корректируются.
Случается и так, что оттенки на изображении после корректировки не устраивают клиента. В этом случае мастеру придётся менять исходные параметры макета и повторять процедуру цветопробы до тех пор, пока результат не устроит заказчика.