Что такое цветопроба

Алексей Курносов
Алексей Курносов 28.11.2024


Что такое цветопроба

Одним из показателей качества продукции в полиграфическом производстве является цветопередача. Формирование оттенков производится по модели RGB, а печатные станки для создания цвета используют модель CMYK, поэтому тона на мониторе могут не совпадать с цветом краски на бумажном носителе. Задача типографии в данном случае – подобрать и скоординировать оттенки цифрового эскиза таким образом, чтобы на бумаге они отображались так, как нужно. Для этих целей используется макет цветопробы – эталонное изображение, которое передаёт реальную цветовую палитру применяемой при печати краски.

Предлагаем подробно разобраться, что такое цветопроба в типографии и какую роль она играет в производстве полиграфической продукции.

Зачем нужны цветопробы

В типографии цветопробы позволяют выявить разницу между реальными оттенками печати и палитрой цифрового макета на компьютерном мониторе. Эта технологическая операция даёт возможность обнаружить ошибки, неточности, наложения оттенков и прочие дефекты до запуска тиража и своевременно откорректировать эскиз. В результате изображение на бумаге получается таким, как было задумано изначально.

Зачем делать цветопробу в типографии, где все компьютеры и печатное оборудование представляют один комплекс? Дело в том, что в компьютерной технике используется цветовая модель RGB, а типографское оборудование работает по алгоритмам CMYK. Кроме того, на разных цифровых устройствах (например, у клиента и в типографии) возможны искажения цветов и оттенков из-за разницы в характеристиках, поэтому оценка и согласование макета только в электронном формате нежелательна. Исключением является экранная цветопроба, где градиенты и оттенки демонстрируются на специально откалиброванном мониторе.

Цвет – это излучение в определённом волновом диапазоне. Наличие препятствий на пути волны и изменение её направления приводят к искажениям цветовой палитры. Так, один и тот же оттенок, напечатанный на бумаге разного качества, будет по-разному восприниматься человеческим глазом. Элементы послепечатной обработки, такие как ламинация или УФ-лакирование, тоже будут способствовать искажению цвета. Всё это мастеру необходимо учитывать при подготовке цветопробы и дальнейшей печати тиража.

Как выглядит цветопроба

В типографии используют эталонные изображения небольшого размера, на которых печатают несколько укрупнённых фрагментов и одно общее изображение в реальную величину или его уменьшенную копию. Например, цветопробы разворота глянцевого журнала могут отображаться в масштабе 1:1, а фотообои на стену будут уменьшены. Мастеру важно показать клиенту качество цветопередачи, отсутствие дефектов и уровень чёткости изображения на примере отдельно выделенных фрагментов и получить его одобрение. Утверждённый макет печатается с учётом всех корректировок, проведённых на этапе цветопробы.

Какая бывает цветопроба

В современных типографиях применяют такие виды цветопроб, как:

  • экранная – бюджетный способ корректировки цветовой палитры при помощи калиброванного монитора с высоким разрешением и чётким изображением;
  • офсетная – цветопроба которую получают путём распечатки макетов на бумажном носителе. Для реализации данного вида потребуется пробопечатное оборудование либо офсетная машина;
  • цифровая – выполняется с помощью струйного принтера или специального станка. Этот способ выстраивания цветопередачи является одним из самых недорогих, однако возможности его ограничены (не работает со шкалой Pantone, неточно передаёт оттенки металлизированных и люминесцентных красок);
  • аналоговая – цветопроба, которая выполняется с применением красящих пигментов с усреднёнными колометрическими характеристиками на подложках, которые по структуре и состоянию поверхности имитируют бумажный носитель. Данный вид корректировки отличается высокой стоимостью.

Наряду с печатью отдельных фрагментов и изображений тиража используют контрактную цветопробу. Это цвета и оттенки, представленные эталонной шкалой с указанием отклонений в процентах от базового цвета (или тона). Палитра может быть оформлена в виде веера, альбома, плаката. Используя плашки, мастер подбирает нужные тона для каждого из фрагментов и таким образом корректирует всю картинку. Контрактную цветопробу обычно применяют при печати типовых полиграфических изделий, к которым предъявляют строгие требования стандартов.

Как делать цветопробу

Контроль качества изображения с помощью цветопробы является обязательным этапом полиграфического производства. Эталонный эскиз корректируется и печатается столько раз, сколько потребуется для достижения идеального результата. После корректировки макет отправляется к заказчику на согласование. Утверждённая цветопроба служит эталоном для последующей печати всего тиража.

Работники типографии используют специальные программы для оценки эталонных изображений. Контрольный тест на цветовые различия проводится по конкретной цветовой шкале (например, UGRA/FOGRA Media Wedge). Для выявления отклонений сравниваются шаблонные цвета с оттенками на эталонном изображении. Разница в отчёте не должна превышать допустимых пределов. Те цвета, которые не прошли тест, корректируются.

Случается и так, что оттенки на изображении после корректировки не устраивают клиента. В этом случае мастеру придётся менять исходные параметры макета и повторять процедуру цветопробы до тех пор, пока результат не устроит заказчика.

Поделиться в соцсетях:

Наша компания не ограничивается использованием стандартных и популярных материалов, в нашем портфолио присутствуют работы, выполненные не только из бумаг, картонов или пластиков, но также из кожи, стекла, тканей. Нас не удивишь необходимостью поиска эксклюзивной фурнитуры или же изготовления ее под заказ. В случае необходимости мы самостоятельно заказываем необходимые материалы в других странах, будь то редкая дизайнерская бумага или же застежка. Также мы не ограничиваем вас в выборе материалов для нанесения, будь то краски, фольга или какие-либо специальные покрытия.
К сожалению наша компания не работает с физическими лицами (кроме ИП) и мы принимаем заказы только от юридических лиц (ООО и ИП), при этом сумма первого заказа должна быть не менее 50 000 рублей. В дальнейшем сумма заказов может быть меньше. Надеемся, что не доставили Вам неудобств.
Несмотря на то, что наше производство находится в Москве, мы работаем с заказчиками не только по всей России, но также и со многими странами по всему СНГ. Доставка продукции осуществляется транспортными компаниями, с которыми мы работаем давно и плодотворно, поэтому вы можете быть уверены в своевременной доставке. Если же ваш головной офис находится в Москве, а филиалы разбросаны по всей России, мы можем организовать необходимую фасовку и рассылку по всем вашим представительствам. Мы уже реализовали множество проектов, связанных с рассылкой, в том числе и в зарубежные страны.
Примите, пожалуйста, к сведению, что наши стандартные продукты, доступные для заказа онлайн, мы печатаем сборными тиражами. Это снижает их себестоимость и, соответственно, розничную цену, чем стандартные продукты.