Трафаретная печать в полиграфии – это процесс нанесения на поверхность монохромных и цветных текстов, изображений, позволяющий выпускать печатную продукцию большими тиражами.
Технология трафаретной печати подразумевает применение специальных трафаретов, матриц, которые представляют собой сетку, натянутую на раму. Через сквозные ячейки краситель ракелем (резиновой планкой) продавливается и переносится на поверхность запечатываемого материала подложки. Изображение отпечатывается точно в тех местах, которые совпадают с печатающими элементами. При этом участки сетки, совпадающие с пробелами, покрывают непроницаемым для красителя составом.
Признаки трафаретной печати
Данный вид печати подходит для единичных экземпляров и больших тиражей, может применяться как на малых форматах, так и на крупных. Технология имеет свои характерные признаки.
Именно этот принцип обусловливает все остальные признаки данной технологии. А именно:
- из-за особого переноса краски при помощи продавливания сквозь толщу сетки, используется толстый слой красителя (от 8 до 10 000 мкм и более);
- краска наносится достаточно равномерным слоем;
- изображения имеют сетчатую структуру, а наклонные и дуговые символы и элементы – пилообразную, зубчатую;
- в процессе печати носитель (бумага) не деформируется.
Виды трафаретной печати
Трафаретную печать можно использовать для переноса изображения не только на бумагу, картон, но и на любой другой материал и носитель (трикотаж, шёлк, различные виды ткани, дерево, пластик, металл, стекло, резину, натуральную и искусственную кожу, другие натуральные и синтетические материалы и поверхности). То есть данную технологию широко применяют не только в полиграфии, но и в текстильной, стекольной, электро-, авто-, других отраслях промышленности. В зависимости от этого выделяют следующие виды шелкографии (трафаретной печати):
- малых форматов, то есть для больших тиражей небольших предметов;
- на малогабаритных предметах быта;
- на текстиле и готовых изделиях;
- на металле и металлоизделиях;
- на стекле (автомобилестроение, электротехника);
- на флаконах (парфюмерная, косметическая, фармацевтическая сферы);
- на электропроводящих платах;
- на крупногабаритных материалах и предметах (вагоны, самолёты, лайнеры и т. д.).
Шелкография в полиграфии
Шелкография на сегодняшний день считается самой эффективной и универсальной полиграфической технологией по целому ряду причин. Во-первых, технология обеспечивает высокую укрывистость и цветовую насыщенность. Во-вторых, шелкография практически не имеет ограничений по площади поверхности и допускает применение различных спецэффектов (объёмных принтов, глиттеров, сияния, имитации резины, бархата, вспененной и других текстур).
Кроме того, трафаретная печать эффективна как на плоских, так и на других поверхностях, позволяет использовать не только прямую, но и трансферную печать изображения на промежуточный носитель. В дальнейшем принт можно перенести на готовый продукт/материал.
Технология использует красящие вещества, различные по типу связующего и способу отверждения.
Что лучше – шелкография или термопечать?
Ответить на вопрос однозначно нельзя. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы при учёте рассмотрении таких параметров, как:
1. Тираж/скорость/цена.
Термопечать лучше подходит для штучных изделий или небольших партий (до 50 штук). Принтер справится с такой задачей быстрее и дешевле. Шелкография – идеальный вариант для больших тиражей. Маленький тираж при пересчёте стоимости за штуку ощутимо превосходит продукцию, отпечатанную массово. Это объясняется сложной и дорогостоящей подготовкой трафарета.
2. Спецэффекты.
Шелкография позволяет реализовать спецэффекты, на которые не способен ни один другой вид печати. Между тем технология не способна должным образом передать градиент и фотокачество.3. Текстура изображения.
При использовании шелкографии красители буквально вдавливаются в материал, и текстура практически не ощущается. Термопечать подразумевает нанесение подложки белого цвета, по которой печатаются другие цвета. В результате принт можно почувствовать на ощупь.
Недостатки трафаретной печати
Среди однозначных плюсов шелкографии можно назвать огромный выбор красителей, широкий диапазон материалов, которые можно использовать для нанесения изображения, толщину слоя краски и, благодаря этому, долговечность продукции, а также универсальность (шелкография адаптируется ко всем видам постпечатной обработки, включая тиснение, нагрев, лакирование).
На этом фоне очевидны три основных минуса:
- предпочтение отдаётся векторным изображениям, а не растровой графике и сложным градиентам;
- высокий расход красителя;
- большая продолжительность подготовительного процесса.
Причём последнее – скорее не минус трафаретной печати, а особенность подготовки трафаретов. Создание матриц занимает много времени, но не влияет на конечный результат. Когда предпечатная работа окончена, сам процесс происходит непрерывно.
Кроме того, для производства шелкографии большое значение имеет мастерство и профессионализм исполнителя.